Заключительная, но такая ценная работа участницы Акции "Мир начинается с семьи"

МОЁ БОГАТОЕ ПРОШЛОЕ
Люди как реки. Судьбы у всех разные, как и течение реки: у одних – тихие, спокойные, с ровным размеренным движением по жизни; у других – бурные, клокочущие – так волны захватывают одна другую, опережают, стремятся вдаль, задевая всё на своём пути. Важным в мире жизни является сохранение преемственности поколений, передача опыта от одного поколения к другому. Этому способствует сам человек, рассказывая своим детям о прародителях, показывая фотографии, вспоминая интересные истории, рассматривая вместе старинные открытки, альбомы, предметы быта, одежду. Кумулятивную функцию выполняет и язык: он помогает проследить историческую темпоральность через социальную.
Интерпретатором исторического времени для меня были бабушка и дедушка, потом, безусловно, родители.
Сухонькая, сгорбленная от тяжёлого сельского труда, но розовощёкая, живая, с энергичными озорными глазами, она всегда к месту рассказывала о жизни в детстве, о растениях, о своих родителях, о грозном военном времени, употребляя при этом диалектные слова, вставляя в речь шутки-прибаутки, пословицы и поговорки.
Каждый праздник был для меня открытием. Особенно красочным и значимым было Рождество Христово, а также вся святочная неделя, Крещенский сочельник. Бабушка Анна мне говорила, что в это время люди находятся под защитой божественных сил. И мы, уверенные в защите Всевышнего, наряжались в красивые одежды и выходили с песнями, частушками на заснеженные улицы. Бабушка усердно подбирала для меня нарядный костюм: на ярко-розовую бухарку водружала корону, подвязывала красным кушаком расшитый детский тулупчик; валенки украшала блестящим «снежком», даже на галоши крепила ажурные снежинки. Сама бабуля надевала суконный саян с брыжжами, шаль в клетку, а сверху подшальник твятной, плюшка тоже была с подпояской, а бурки украшала меховая оторочка – только по праздникам зимой обувала. Мы вливались в ряды односельчан и дружно грали песни, водили танки, катались на салазках, играли в снежки. И не дай Бог, кто-то пожалуется, что замёрз. Тут же в его адрес летела пословица: «Гадкому поросёнку и в Петровки холодно» (Петровки – Петров день – отмечается в июле, когда обычно очень жарко). Колядовали с кутьёй, а бабушка ещё и перепечки свои прихватывала, чтобы угостить стариков и бедняков. Некоторые напевали: «Калядын, калядын,/Я у батьки один,/ И то дурень,/Дайте отулень (подарок)». Бабушка мне предлагала другую, весёлую, добрую колядку: «Колядушка, коляда, / Привела ты нас сюда, / Где есть мир и доброта, / Открывайте ворота! /Здоровья вам!»
Раскрасневшиеся от мороза и веселья, мы возвращались домой, где в грубе трещали дрова, шипели шковарки в чугуне, в духовке допекался ароматный хлеб, а дедушка бежал из погреба и нёс миску мочёных яблок и помидоров. Он грел мне руки и приговаривал, лукаво поглядывая на бабушку: «Садитесь за стол. Щас дадим оболоння (всё съедим)».
Словарик диалектных слов
Бухарка – платок с бахромой.
Кушак – шарф.
Саян – сарафан.
Брыжжи – воланы, оборки.
Подшальник – тонкий платок под шаль (надевала сверху шали, т.к. было холодно).
Твятной – цветной/цветастый.
Подпояска – яркий пояс.
Бурки – тёплая (на вате) зимняя обувь с галошами.
Грать – петь (песни).
Танки – хороводы.
Перепечки – дрожжевые лепёшки.
Груба – печь.
Шковарки – выжаренное до хрустящей корочки мясо/сало.
26.11.2024
<< Назад к списку | | Просмотров: 84 |
Войти, чтобы оставить комментарий.